Согласно структуральной матрице, в рамках которой проходит мышление человека, определяющей все "очевидности", механизмы и связующие нити, он не может вырваться из нее в какую-либо иную определяющую систему по причине тотального субъективизма. В этом смысле практически невозможно не только полностью осознать, но и вообще хоть что-то понять в целом относительно мировоззрения любого иного индивидуума. Говорить же о полном отсутствии упомянутой матрицы или "выходе в эти области" просто абсурдно по причине идентичности этого либо смерти в атеистическом понимании, либо состоянии Будды, Пробужденного.
В процессе коммуникаций формируется периферийная матрица, отличная от носителей диалога, где устанавливаются собственные, уникальные правила игры и взаимодействия. Таким образом, ученым легче всего прийти к совместному решению появляющихся вопросов, в связи с общей методологией, "научным методом". В ней заранее установлены все условия и критерии оценок, являющиеся для них всецело объективными (речь идет исключительно о согласии между ними, а не о реальной объективности).
Проблема выхода прежде всего заключается в том, что детерминанты появления самой конструкции определяются составляющей нашего ума, то есть тем, что было воспринято с помощью органов чувств на протяжении всей жизни, отчего невозможно избавиться. Можно было бы сравнить это с белым полотном, на котором что-то рисуется, то есть даже если его загрязнить, возможно поверх всего этого все-равно нарисовать картину; однако этими использованными красками являемся мы сами, где художник представляет наше окружение, природу и внешние влияния вообще, то есть человек, рассмотренный с такого ракурса является полностью программируемым своим временем и окружающей действительностью. Другое дело-проекция "Я", воля и стержень (зерно из "притчи о плевелах"), дающее возможность коррелировать и преодолевать навязанные доминанты. Однако, как известно, растения хорошо растут далеко не везде и если земля будет поражена болезнями, химикатами, большим количеством "плевел" и т. д., это может полностью отнять даже начальные жизненно необходимые вещества, несмотря на способность некоторых "выстаивать несмотря ни на что".
Современная цивилизация всецело представляет собой "эпоху смешения": от культурных до сугубо физических составляющих, где институты массовой информации превращают ум человека в непонятную вязкую смесь. Если в XX веке мы видели синкретиченские секты, псевдоучения Нью-Эйджа взамен религиям и прочие контркультуры, век XXI представляет собой нечто куда более отличное от упомянутого. С появлением компьютерных игр и полной переориентации бизнеса на потребности масс, человек начинает тонуть в тотальной аномии под воздействием рынка и современной культуры. Если в традиционном обществе он воспитывался на основе мифов, легенд и фольклора, содержащих в себе инициатические модели, потенциально, как зерна, вкладывающиеся в уста, способные когда-нибудь в будущем актуализироваться при непосредственных усилиях в этом направлении, то сейчас это заменяют кривые зеркала компьютерных игр, где выставлены не только пороки (что здесь составляет не самое главное), а нечто куда более серьезное: смешение всего и вся, не содержащее ничего конкретного, где человек является лишь пассивным медиумом. Апокалиптичность времени настолько очевидна, что какую сферу мы не возьмем, везде будет видно это "смешение".
Наиболее трагическим этот факт воспринимается теми, кто, невзирая на общие доминанты и осознание происходящего, все же ищет подлинного Бытия, верит, что за этим отравленным полем и сломанными отражениями есть истинная Гора, ведущая в незатронутое скверной место, однако одновременно понимая, что его мышление, в рамках которого он мыслит и что-либо предпринимает, является затронутым, пропитанным ядом небытия. Осознание своей ущербности и одновременно желание из этого выйти создает депрессивную дилемму, коя постепенно уничтожает человека. И то ли это активная фаза Nigredo, стадия "solve", разделение Тела и Духа, Соли и Меркурия или, наоборот, гниение втуне, приближающее физическую и духовную смерть. Это непонимание, отсутствие ориентиров, невзирая на беспредельное обилие духовных книг и учений разъедает человека на глазах. Однако тот, кто выдерживает этот напор, продолжая идти, всегда имеет шанс достигнуть желаемого, в отличие от тех кто сдался. Если человек начал сражаться с Драконом, он либо его убивает, либо наоборот: другого не дано.